Комплексная автоматизация процессов оперативного производственного учета и планирования в АО «Каражыра»
Угольное месторождение «Каражыра» было открыто в 1967 году, в год 50-летия Октябрьской революции, и в честь этого события месторождение было названо Юбилейным. Расположено в 135 км к юго-западу от города Семей в ЖанаСемейском районе Восточно-Казахстанской области. Разработка месторождения осуществляется открытым способом. Добыча угля в небольшом объеме началась в 1990 году.
За кратчайшее время для увеличения объемов добычи угля к разрезу было подведено около 100 км железнодорожных путей, линии электропередач, а также другие необходимые коммуникации. На сегодняшний день группа компаний АО «Каражыра» является одним из крупнейших угольных предприятий Казахстана.
Основной деятельностью предприятия является разведка, добыча, обогащение и реализация каменного угля месторождения «Каражыра».
Общая численность персонала предприятия составляет более 1000 человек.
В рамках развития информационных систем руководством компании АО «Каражыра» было принято решение о повышении эффективности производственного планирования и учета, табелирования работы сотрудников и расчета заработной платы на основании оперативного производственного учета с параллельным снижением трудозатрат на выполнение учетных функций.
Перед командой проекта были поставлены следующие задачи:
- Получение сотрудниками своевременной, актуальной, достоверной информации в части оперативного производственного учета и оперативного табелирования рабочего времени сотрудников;
- Повышение качества принимаемых управленческих решений;
- Повышение эффективности деятельности предприятия;
- Улучшение финансовых результатов предприятия;
- Снижение трудозатрат пользователей на ведение оперативного производственного учета, анализа и отчетности (замена MS Excel, автоматизация формирования отчетности по производственной деятельности) в части согласованных в проектной документации требований;
- Обеспечение централизованного учета и общего доступа к оперативным (в течение смены) и статистическим (накопительной) данным с учетом прав доступа пользователей.
В ходе проекта поставленные цели и задачи были решены, автоматизированы следующие процессы:
- в части оперативного производственного учета:
- нормирование, планирование и учет горных работ и технологических перевозок угля;
- планирование и учет обогащения угля;
- планирование и учет отгрузки продукции железнодорожным и автомобильным транспортом;
- планирование и учет работы технологического оборудования, хозяйственного транспорта и спецтехники;
- нормирование и учет автошин на оборудовании и складах;
- нормирование и учет ГСМ на складах и оборудовании;
- учет отбора проб и результатов лабораторных анализов, управление качеством с формированием материального баланса движения угля;
- в части табелирования работы сотрудников:
- учет времени работы сотрудников на оборудовании и формирование табеля рабочего времени;
- учет времени работы сотрудников на оборудовании и формирование табеля рабочего времени;
- формирование производственной отчётности;
- отражение данных оперативного производственного учета в управленческом и регламентированном учете.
После длительного анализа имеющихся на рынке программных продуктов для решения автоматизации существующих задач по оперативному производственному учету было принято решение внедрить на предприятии программный продукт «1С:Горнодобывающая промышленность. Оперативный учет», так как он максимально соответствовал отраслевым требованиям.
«1С:Горнодобывающая промышленность. Оперативный учет» с различными внешними
информационными системами: АСД «Союзтехноком», ИС «IТР Маркетинг», АИС «Управление натурными листами состава», железнодорожными и автомобильными весами «ПРОМВЕС-В», ПО «Топаз-Офис», КИС «LogyCom ASTRUM», ГГИС «К-MINE».
В результате успешной реализации проекта была запущена в промышленную эксплуатацию автоматизированная информационная система на базе программного продукта «1С:Горнодобывающая промышленность. Оперативный учет» с необходимыми доработками и дополнениями, отвечающая современным требованиям информационной безопасности и адаптированная к бизнес-процессам и организации учета на предприятиях группы компаний.
В рамках проекта специалистами компаний «SmartCo Solutions» и «Синерго» было проведено обучение пользователей по работе с программным продуктом «1С:Горнодобывающая промышленность. Оперативный учет».
В общей сложности весь проект занял 1,5 года.
Всего автоматизировано 100 рабочих мест.
Возможность оперативного получения корректной информации для производственного планирования и учета на предприятии позволило сократить трудозатраты по учету на 39%.
Команда проекта достигла основной цели проекта и решила все поставленные задачи.